Буллинг – это психологический термин, синоним травли. В последние десятилетия эту проблему активно изучают психологи. К сожалению, в наших реалиях ситуация лучше не становится. По разным оценкам, в современной школе с буллингом разной формы сталкиваются до 50% детей. И мало кто из них, способен защитить себя самостоятельно.
Жертву выбирают случайно
Буллинг нередко возникает в коллективах, которые мало сплочены. В них дети, словно сами ищут, что бы могло их объединить. К сожалению, именно травля самого слабого, нередко становится таким объединяющим мотивом.
Как правило, жертвой буллинга становятся дети с особенностями: рыжие, в очках, самые молчаливые, умные. Но на самом деле спусковым крючком может быть любое случайное событие: кто-то сделал в классе что-то забавное, непривычное, странное – и стал объектом насмешек. Фактически жертвой может оказаться абсолютно любой ребенок. Это все случайный выбор.
Как это происходит
Существует два способа травли.
Во-первых, это психологическое воздействие. Про ребенка могут распускать жуткие слухи, могут обесценивать любые его достижения, игнорировать, как прокаженного, а порой и доставать его в Интернете. В современном мире травля может быть круглосуточной: преследователи могут в любое время достать свою жертву в Сети.
Второй способ – это физическое воздействие. И тут тоже могут быть разные варианты. Ребенка могут постоянно толкать, забирать его вещи или даже портить их, отбирать еду.
Преследователи обычно очень изобретательны, легко чередуют оба способа травли и быстро учатся не оставлять улик.
В поисках зачинщика
Зачинщиком обычно становится хулиган в классе, либо круглый отличник с замечательной репутацией. Обычно это дети с завышенной самооценкой. И хотя многие в классе не любят их, но часто идут на поводу, потому что не хотят стать новым объектом травли.
Интересно, что сами зачинщики считают себя большими добряками и весельчаками. Когда им указывают на их жестокость, они могут заявить, что наоборот «помогают» жертве «не потеряться» и «быть на виду». Некоторые и вовсе искренне верят, что их «шутки» веселят и саму жертву.
Надо понимать, что зачинщик редко травит жертву в одиночку. Как правило, у него есть несколько помощников. Обычно это дети, которые греются в лучах славы популярного отличника или хулигана. Нередко их «босс» разрабатывает план травли, но именно помощники реализуют его.
Признаки буллинга
В большинстве ситуаций буллинга жертвы боятся рассказывать о том, что с ними происходит в школе. Их и так запугали. Кроме того, они боятся, что после вмешательства родителей станет еще хуже. Но без посторонней помощи они точно не справятся. К счастью, ситуацию буллинга можно распознать по косвенным признакам.
1. Ребенок стал прогуливать. Он явно не хочет бывать в школе, старается заболеть и преувеличивает симптомы простуды.
2. У ребенка почти нет друзей. Он избегает общения с другими детьми, становится асоциальным.
3. Настроение ребенка постоянно меняется. Он часто впадает в уныние, тревожится и становится мрачнее тучи.
4. Ребенок плохо спит. Он или с трудом засыпает, или едва просыпается по утрам. Его могут мучить кошмары или недержание.
5. У ребенка часто болит живот и голова. Он стал вялым, болезненным и слабым.
6. Он вдруг стал бояться общественных туалетов. Они могут напоминать ему о травли в школьных туалетах.
7. Ребенок приходит домой очень голодным. Возможно, кто-то забирает у него карманные деньги.
8. У него часто портятся и ломаются вещи: рюкзаки, одежда, мобильный телефон, школьные принадлежности, игрушки.
9. Ребенок стал хуже учиться. У него нет желания делать уроки, и он не может сосредоточиться на выполнении домашних заданий.
10. Он часто злится и срывает агрессию на близких людях. Так нередко поступают дети, которые не могут противостоять буллингу.
Очевидно, что жертвы буллинга теряют самооценку, становятся тревожными и хуже учатся. Эта ситуация напрямую влияет на их будущее. Но и преследователи, в конечном счете, пострадают от своих действий. По статистике, агрессивные дети, которые становились зачинщиками травли, чаще попадают в тюрьму и с трудом адаптируются к жизни в обществе. Если не разрешить ситуацию в школьные годы, в итоге пострадают все.
Те, кто в стороне
Разумеется, редко когда весь класс участвует в травле. Обычно есть жертва, один зачинщик, несколько преследователей и остальные немалые свидетели, которые никак не вмешиваются. Среди них могут быть и те, кто тоже получает удовольствие от этого «жуткого шоу». Но многие просто живут в страхе, примеряя эту ситуацию на себя и боясь оказаться следующей жертвой. Вот почему они молчат и не высовываются.
Буллинг и конфликт – не одно и то же
Еще одни немые наблюдатели буллинга – учителя. Вообще, это самая плохая реакция учителей и родителей – считать, что дети сами разберутся со своими конфликтами. Ведь на самом деле между обычным конфликтом и буллингом большая разница.
В конфликте у каждой стороны есть четкие интересы. Грубо говоря, есть то, что они не поделили. Кроме того, противоборствующие силы в конфликте обычно примерно одинаковы. Притом рано или поздно конфликт разрешается.
В ситуации же буллинга никакой рациональной причины для агрессии у детей нет. А если она и существует, то их агрессивность несоизмеримо выше, чем следовало бы. Кроме того, в буллинге жертва в разы слабее тех, кто ее травит. Ей приходится противостоять большому количеству людей – и это может длиться годами.
Бывают и учителя, которые негласно поддерживают зачинщиков. Они намеренно выставляют жертву в дурном свете и критикуют ее на уроках, а все атаки зачинщиков предпочитают не замечать. Это, как правило, свойственно молодым неопытным педагогам, которые хотят таким образом поднять личный авторитет.
Первые шаги
Увы, быстро решить проблему не получится. Школьная администрация нередко перекладывает вину на родителей жертвы. Мол, не научили защищаться. Вам могут даже сказать, что ваш ребенок ранимый и особенный, а у таких детей всегда бывают трудности в коллективе.
Не нужно поддаваться. Не стесняйтесь называть вещи своими именами: травля, насилие, преследование. Это все не дает окружающим замалчивать ситуацию и делать вид, что ничего не происходит.
Важно также понимать, что травля – это не лично ваша беда, а проблема целого класса. В место того чтобы учиться, дети преумножают свою агрессию – это уже не коллектив, а стая.
Подходить к решению проблемы надо на уровне класса. Важно заручиться поддержкой классного руководителя, школьного психолога и хотя бы нескольких родителей. Если квалификация местного психолога вызывает сомнения, можно пригласить специалиста со стороны. Он должен не просто грамотно вывести детей из азарта агрессии, но и предложить правильные модели поведения, сплотить класс.
Если ничего не помогло
Но может случиться так, что вам откажут в поддержке, или исправить ситуацию в конкретном классе не получится. Тогда следует готовиться к переводу в другую школу. Пусть ребенок выберет школу с тем уклоном, который его интересует. Но перед этим ему все же стоит поработать с психологом, чтобы ситуация не повторилась на новом месте.
Меня лично постигла такая проблема в школьные годы. Поэтому я не понаслышке знаю, насколько это больно и тяжело переносить травлю. И автор статьи прав в том, что учителя часто делают вид, что ничего не происходит. Это преступление с их стороны. Ведь здоровье, физическое и психическое, в их руках всё то время, пока ребёнок находится в школе.
Термин буллинг новый для меня, а вот то, что он обозначает — конечно понятно и грустно. Очень важно следить, чтобы данная проблема не случалась с вашим ребенком и уметь помочь ему вовремя.