Человеческий разум наводнен хаотичным потоком информации. Но как правильно выбирать? И как превратить эту информацию (что мы знаем) в знания (что мы знаем и используем)?
Век информации
Сегодня люди обладают огромным количеством информации, которая несравненно более обширна, чем когда-либо. Новые информационные каналы, появившиеся за последние несколько десятилетий, такие как телевидение, мобильные телефоны и особенно Интернет, Facebook и Википедия, постоянно снабжают нас информацией. Даже традиционные формы передачи информации, такие как книги, в последнее время переживают беспрецедентный бум. В результате мы тонем в этом море информации.
Эффект беспорядка
Простота, с которой информация может передаваться сегодня, означает, что большая ее часть — это просто мусор. Почти в любой теме вы можете найти информацию имеющую совершенно противоположные точки зрения. Есть много необоснованных претензий и полуправд.
«Наша проблема не в том, что мы мало знаем. Наша проблема в том, что многое из того, что мы знаем, не соответствует действительности».
Уилл Роджерс
Паралич анализа
В море доступной информации можно найти так много ресурсов по каждой теме, что человеку почти невозможно изучить их все. Чем больше у нас вариантов, тем сложнее выбрать:
- чему верить,
- куда инвестировать время,
- как принимать решения.
Это приводит к так называемому параличу решений — мы не можем принять решение и поэтому ничего не делаем. В результате это отнимает у нас энергию, приносит неуверенность и сомнение.
Влияние информационного пробела
Еще одним следствием нашей информационной перегрузки является расширение информационного разрыва. Информационный пробел — это разница между тем, что мы знаем (информация), и тем, что мы знаем и на самом деле используем (знание). У многих из нас есть много доступной информации, но они не ведут себя в соответствии с ней. В настоящий момент мы принимая решения, просто не помним эту информацию или не можем включить ее в решение рассматриваемой проблемы. Поэтому такая информация нам не нужна. Это создает различие между последними научными знаниями и тем, что на самом деле используется на практике. Расхождение между теорией и практикой углубляется.
Ментальные модели
Прежде чем объяснять возможные решения этих проблем, мы должны сначала понять, как наш мозг представляет, получает и передает информацию и знания. Основной концепцией является так называемая ментальная модель.
Что такое ментальная модель?
Ментальная модель — это в основном наша идея о том, как устроен мир. Так мы воспринимаем реальность вокруг нас. Это позволяет нам визуализировать последствия наших действий. Мы используем ментальные модели всякий раз, когда рассматриваем решение. Мы рассматриваем отдельные варианты в наших ментальных моделях, а затем принимаем решение о результатах, которые дают эти модели. Поэтому это инструмент, который мы используем для прогнозирования последствий наших решений. Ментальные модели, таким образом, формируют основу для поведения человека.
Чтобы информация стала знанием, нам нужно включить эту информацию в наши ментальные модели. Только так эта информация начнет отражаться в изменении нашего поведения и наших решений. Ментальная модель — это способ, которым наш мозг хранит знания.
На самом низком уровне ментальная модель представлена некоторой взаимосвязью нейронов в нашем мозге.
Получение информации
Мы получаем новую информацию несколькими способами — посредством целенаправленного обучения, наблюдения за другими, подсознательного восприятия нашей окружающей среды и вывода из предыдущей информации. Однако в настоящее время существует проблема с необходимостью как-то фильтровать полученную информацию. Мы не можем получить всю информацию, предоставленную окружающей средой, в противном случае существует риск, что мы погрузим беспорядочный поток доступной информации в наши собственные головы. Проблема в том, как узнать эту информацию.
У большинства людей есть некоторые ложные представления о том, как устроен мир, о своих собственных навыках и компетенциях, но они не могут идентифицировать и избавиться от них из-за эффекта Даннинга-Крюгера.
Передача информации
Тогда многие люди с добрыми намерениями передают эти ошибки и ошибочные ментальные модели другим, все больше и больше заглядывая в информационные каналы. Это создает большой риск, поскольку усиливает проблемы, упомянутые выше.
Правильный путь
Итак, как правильно работать с информацией сегодня? Процедуры и методы, которые основаны на опыте и поддерживаются рядом научных исследований в области психологии, когнитивных наук, поведенческой экономики, информатики, теории информации и искусственного интеллекта, кратко эти методы представлены ниже.
Выбор информации
Первым шагом является фильтрация. При получении информации всегда необходимо учитывать ее достоверность. Вся полученная информация должна рассматриваться критически и оцениваться на основе ее источника и собственного опыта. Никакая полученная информация не должна считаться неопровержимой. Однако, поскольку мы всегда должны рассматривать информацию, хотя бы временно, как правдивую. Важно, чтобы мы выбирали наиболее достоверные источники.
«Когда кто-то признает, что ничто не является чем-то определенным, то, по моему мнению, он также должен признать, что некоторые вещи являются гораздо более определенными, чем другие».
Бертран Рассел
Создание моделей
Прежде чем мы включим информацию, выбранную на предыдущем шаге, в наши ментальные модели и соответствующим образом изменим свое поведение, мы должны поработать с ней некоторое время. Наилучшая форма представления информации для работы с ней — это визуальные модели, описывающие упрощенное функционирование реальности. Представление информации в графической форме имеет много преимуществ. Графический дизайн гораздо лучше способен отражать общее представление о проблеме, выделять основные функции и фиксировать сложные взаимосвязи отдельных компонентов.
Каждая модель — это упрощение реальности, в которой все существенное для модели фиксируется, а все несущественное удаляется. Мы вынуждены создавать модели, потому что реальность во всех ее деталях просто не может быть воспринята человеческим разумом. Неизбежным последствием является то, что ни одна модель не может охватить все аспекты проблемы. Важно то, что модели позволяют нам делать предположения о функционировании мира, которые в большинстве случаев верны.
«Все модели ошибочны. Некоторые полезны».
Джордж Бокс
Проверка модели
Поскольку все модели неизбежно содержат ошибки, необходимо сначала проверить каждую из-них.
Прежде чем принять новую модель, мы должны убедиться, что она лучше, чем текущая модель.
Это может быть достигнуто только путем проверки путем сопоставления ее с практикой. Для каждой модели мы стараемся искать ее фальсификацию. Как и в случае проверки научных теорий учеными, наша задача — сделать все возможное, чтобы найти доказательства того, что модель содержит ошибки.
Если мы обнаруживаем такие ошибки, это обычно не повод отбрасывать всю модель, но это шанс ее улучшить. Если мы находим ошибки, мы пытаемся исправить ее, чтобы устранить их и сделать модель более реалистичной.
Одним из существенных факторов, определяющих качество модели, является ее простота. Если модель становится слишком сложной, это, как правило, признак того, что она содержит ошибку. Модели лучшего качества обычно относительно просты.
«Простота — это бесконечное совершенство».
Леонардо да Винчи
Поиск лучших моделей — это бесконечный процесс. Она никогда не будет идеальной. Поэтому мы не можем ждать бесконечно, прежде чем использовать ее. В какой-то момент новая модель будет лучше, чем та, которую мы сейчас используем. Если это произойдет, мы должны начать использовать новую модель в наших решениях.
Передача моделей
Если у нас уже есть проверенные модели, они являются лучшими, на которых мы можем основывать свои решения. Должна быть возможность передать их другим. Модели должны передаваться таким образом, чтобы человек, которому они передаются, изменял свои ментальные модели. В результате человек, которого мы обучили нашей модели, может принимать лучшие решения и, таким образом, быть более объективным и успешным в своей деятельности. По сути, модель представляет собой карту, по которой можно следовать в своих решениях.
Наиболее эффективным способом передачи этих моделей являются личные консультации, связанные с передачей моделей в графической форме.
В математике информация — общее наименование фундаментальных понятий в информатике, теории информации, кибернетике, а также в математической статистике, в которых обобщённое интуитивное представление об информации относительно каких-либо величин или явлений конкретизируется и формализуется